КТО АДРЕСАТ НАШЕГО ТВОРЧЕСТВА

0
Николай Кофырин аватар

АДРЕСАТ НАШЕГО ТВОРЧЕСТВА

В музее Державина в Санкт-Петербурге в рамках цикла «Любить литературу», организованного Французским институтом, состоялась встреча с писателем Пьером Мишоном. Он прочитал стихи Виктора Гюго и прокомментировал их.
Свой первый текст Пьер Мишон написал в 37 лет после нескольких лет занятий литературой и театром. Его роман «Мизерные жизни», вышедший в издательстве «Галлимар» в 1984 году, получил премию радиостанции France Culture.
Мне удалось задать вопрос и получить интересный ответ, кто же на самом деле адресат нашего творчества.

В России Виктор Гюго более известен как прозаик. Но во Франции Гюго снискал славу скорее как поэт. Его сборник из 158 стихотворений, собранных в шесть книг «Созерцания», вышедший в 1856 году, считается лучшим образцом французской поэзии. Замыслом книги «Легенды веков» было показать таинственную нить, ведущую человека по лабиринту судьбы через мифологию и историю, через религии и легенды.

Французский писатель, поэт, прозаик и драматург, глава и теоретик французского романтизма Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне, умер 22 мая 1885 года в Париже.

В 1827 году Гюго пишет драму «Кромвель» и в предисловии к ней излагает принципы романтизма.
«Действительность в искусстве, — разъясняет Гюго, — не есть действительность в жизни. Правда искусства никогда не будет абсолютной реальностью».
Высказывая эту мысль, Гюго не борется против натурализма за синтетический реализм. В ней противопоставление правды-истины — правде-справедливости. Художник должен внимать «природе, правде и своему вдохновению».

Но голос правды должен быть голосом правды-справедливости. Познать её художник может через своё воображение. «Воображение восстанавливает оборванные ниточки, которыми провидение связывает человеческие марионетки».

Причём воображение поэта не должно быть направлено на повседневное, обыденное. Тривиальное и пошлое — не область поэта. Яркое и выдающееся, гротескное — таков предмет изучения поэта. Индивидуальное и величественное, — вот его действительность.

Истинный поэт должен как бы везде присутствовать в своём произведении. Поэт оправдывает своё «присутствие» в вульгарном и тривиальном тем, что оно возводит его в гротеск, иначе вульгарное и тривиальное недостойно поэта.

Источник искусства — воображение и пламенное вдохновение, а не воспоминание. Воображение и вдохновение дают возможность художнику дополнить «правду великим и великое — правдой». В этом задача поэта! Он даёт действительность не такой, какая она есть, а какой она должна быть.
Поэт занят не правдой-истиной, а правдой-справедливостью.

Великий вдохновенный поэт пишет о ярком, о прекрасном или чудовищном (тогда он создаёт гротеск), но не о посредственности.
Реальная действительность — посредственность; отвернёмся от неё и противопоставим ей действительность поэта, романтическую. Будем «правду дополнять великим и великое правдой».

Гюго видит выход в разрешении проблем в моральном самоусовершенствовании, в нравственной победе добра над злом.
Точка отправления— материя, цель — душа. В начале — гидра, в конце — ангел.

Мои творческие принципы очень близки принципам Виктора Гюго.
Новую Русскую Литературу отличает духовность (религиозность); реализм в Высшем смысле; бескорыстность мотивов творчества.
Писательство не развлечение, а поиск истины, забвение себя и жажда сострадания!
Творчество — средство постичь свою душу, сделать её лучше.
Можешь не писать — не пиши! А если пишешь, то сердцем!
Высшее достоинство писателя — не искать славы, умерщвлять своё тщеславие.
Искусство — это способ спасения души, очищение, катарсис!

Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.

Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!

Долг литературы и её предназначение — сердцем Истину постигать! любовью в душу проникая, вызывать в ней сострадание, уча при этом мудрости милосердия, пророчествовать, призывая к добру, и, постигая причину зла, наставлять людей Пути к Богу!

А вот известный писатель Дмитрий Быков в статье «Литература как жульничество» пишет: «Из всех видов жульничества… самым надёжным оказалась литература, то есть такой способ разводить лохов, за который они сами платят с наибольшим удовольствием… Просто чтобы украшать жестокую и грубую жизнь нашего века, мало быть эстетом – сегодня надо быть жуликом... Благородное жульничество как раз и есть такой не вполне честный, но красивый и действенный способ вмешаться в мир, чтобы слегка улучшить творение…»

Однако есть и такие люди как математик Григорий Перельман, названный «образцом бескорыстия» за то, что отказывается получать «Премию тысячелетия» в один миллион долларов. Он совершенно бескорыстно разместил в Интернете своё доказательство теоремы Пуанкаре, которую до него сто лет никто не мог доказать. Ему нужны не деньги, ему нужна Истина!

О «синдроме Перельмана» мы беседовали вчера на приёме в финском генконсульстве с директором издательства «Текст» О.М.Либкиным. Сегодня на человека, не ищущего во всём личную выгоду, смотрят как на сумасшедшего. Хотя и ставят его в пример. Нет прямой связи между высотой авторского гонорара и качеством написанного. Именно бескорыстие может стать основой новой русской литературы. Нельзя служить двум богам. Или ты пишешь, обращаясь к Богу, или служишь Маммоне, пытаясь заработать денег.

Большинство людей сегодня просто помешаны на деньгах. Вновь активно обсуждается проблема авторских прав в Интернете. Согласно нового закона, авторские права сохраняются семьдесят лет(!) после смерти автора.
Всемирно известная неаполитанская песня «О Sole Mio», написанная аж в 1898 году(!) не является уже всеобщим достоянием, так как судья в Турине заявил, что Альфредо Маццукки (1879—1972) является третьим соавтором песни. Поэтому песня защищена авторским правом до 2042 (70 лет после смерти вышеупомянутого соавтора).

Наши законодатели завели ситуацию в тупик. Благодаря нашим законам, почти вся нация стала преступниками. Ныне быть культурным и при этом быть честным закон мешает!

Присоединившись к американским законам об авторском праве, мы утолили жадность американских медиакорпораций, а себя завели в тупик. Это американские медиакорпорации лоббировали новый закон, по которому авторское право сохраняется 70 лет после смерти автора. Подойдёт срок, они пролоббируют до 100 лет и далее, лишь бы не потерять свои доходы.

Проблема авторских прав в Интернете инициирована не авторами, а медиамагнатами. Потому что они теряют доходы и власть.
Интернет в какой-то степени освободил авторов от монополии издателей и медиамагнатов. Публиковать можно легко и что угодно.
Известным через Интернет можно стать быстрее, и денег заработать больше, и оставаться при этом свободным от кабалы издательского договора.

Достояния советской культуры принадлежали всему народу, потому что государство было народное. А сейчас государство отделено от народа, и представляет собой отдельный субъект права. Потому и возникают противоречия между интересами народа и правами государства.
Я считаю, всё, что было создано на народные деньги, должно принадлежать народу!

Бескорыстие автора приходит в противоречие с бизнесом издателей.
Жадность неутолима!
Если автор хочет своим творчеством заработать денег – это одно, а если хочет достучаться до сердец, чтобы его услышали, читали, смотрели, цитировали, – это другое.

Я давно уже подписал Заявление в поддержку свободного обращения информации.
Наступило новое время и нужны новые подходы. Как юрист и литератор считаю, что невозможно нравственную духовную проблему решить только юридическими методами.

Лев Толстой отказался от авторских прав на произведения, созданные им после 1891 года. Между прочим, он советовал наследникам отказаться от авторского права на его сочинения. "Сделаете это, - писал он, - хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете - это ваше дело. Значит вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, - было самым тяжелым для меня делом жизни".

Я не единственный, кто последовал примеру Льва Толстого и разместил свои произведения в свободном доступе в Интернете.

Я против пиратства (кражи и грабежа). Но если всё будет в свободном доступе, пиратов не будет! Один торговец дисками мне жаловался, что бизнес его умирает, потому что все фильмы и музыку можно свободно скачать в Интернете.

Считаю, нужно предложить авторам самим добровольно передать права на свои произведения в общедоступное пользование. Умные авторы так давно уже сделали.

Весь вопрос, для чего творит автор: для спасения своей души (самопознания и самосовершенствования), или для покупки телесных наслаждений.

Я категорически против наследования авторских прав, как и против самого института наследования. Считаю, что после смерти автора все его произведения должны поступать в общественное достояние, а не принадлежать тем, кто их не сотворил.

Публикуя свой роман, я не имел цели заработать денег или стать известным. Я писал ради того, чтобы помочь своим опытом самоспасения тем, кто оказался в схожей трудной ситуации. Если мой роман поможет хотя бы одному человеку, то мой труд не будет напрасным. И судя по откликам читателей, я не зря трудился семь лет.

Цель моего творчества – не других переделать, а себя создать!
Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви.

Вся моя жизнь стоит минуты Откровения. А выживать, не имея смысла, вряд ли стоит. Да и что такое жизнь? что есть реальность? Если это деньги, то тогда какого чёрта даётся вдохновение, и как можно торговать вдохновенными произведениями?! Сама по себе моя жизнь ничего не стоит и никому не нужна, в том числе и мне. Но она бесценна с точки зрения замысла Бога, и ценна она лишь вместе с Его творчеством.

Я разделяю точку зрения Пьера Мишона, что адресат нашего творчества – БОГ!
И я согласен с Борисом Пастернаком: «Цель творчества – самоотдача!»

Художник мир творит, он — демиург, он — бог,
Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог.
И требует Господь, чтоб был поэт один,
И дома, и в семье, хоть он не нелюдим.
И потому бежит поэт от лишних слов,
От пошлой суеты, семейных склок, забот,
От мыслей о еде, о сексе, шума — прочь!
Он должен быть один, его подруга — ночь.
Он тонкий инструмент божественных начал,
И требует Глагол, чтобы поэт молчал.
Художник — Музы раб, ревнует Дух его,
Кто служит — даёт всё, а прочим — ничего.
Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст,
И должен помнить он про свой последний час.
Не выдумать того, что нет в Мире Идей,
И чтобы сотворить, любить нужно людей,
И верить в то, что Бог поэту говорит,
Ведь истинный поэт не от себя творит.
Как мало нужно чтоб творить художник мог:
Покоя для души, свободы от забот.
Но творчество всегда есть подвиг для души —
Преодолеть себя и воплотить мечты.
Художник видит то, что многим не дано,
В грядущее он зрит сквозь мутное стекло,
Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать,
И миру возвестить о том, что должно стать.
Художник есть пророк, поэт — пророк вдвойне,
Он возвещает то, что хочется Судьбе.
Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил,
Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.
Не смеет он просить, ведь он имеет дар,
Творит душою он, и тела нужд не раб.
Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас,
И он творит мечты, что так нужны для нас.
Не нужен и комфорт — талант погубит он! —
Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.
Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить,
Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить,
Не вымолить стихов, не выпросить любви,
Ведь вдохновенье — Дар, упорный труд души.
Не ценится поэт, пока средь нас живёт,
Но станет знаменит, как только он умрёт.
Укором служит он для тех, кто спит душой.
Он странник на Земле, он странный, он чужой.
Поэт — слуга Небес, орудие Творца,
Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица.
Невзгоды — хлеб души, и стимул нам расти,
И чтоб поэтом стать, ты их благодари.
Поэт — всегда борец, художник и герой.
И Бог им говорит. Он только Богу свой!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

А КТО АДРЕСАТ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА?

P.S. Читайте другие мои статьи по данной проблеме: «Одним авторам – авторские права, другим – вечность», «Интернет и литература», «Кому и за что дают литературные премии».

Ролик «Пьер Мишон в Петербурге» можно посмотреть здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=r4lwAJpcrdQ

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru